- Петипа Мариус Ив
-
ПЕТИПА́ Мариус Ив. (1818—1910) — балетмейстер, артист, педагог. Род. в Марселе, в актерской семье. Учился у отца, Жана Антуана Петипа, и у О. Вестриса. Гастролировал с семьей. В 1834 заключил первый контракт с т-ром Нанта как танцовщик и балетмейстер. Выступал в Бордо, Нью-Йорке, Мадриде. Неоднократно и безуспешно пытался поступить в парижскую Оперу, где в 1838—62 работал его брат Люсьен П. — артист и балетмейстер. В 1847 П. приглашен в СПб. на амплуа мимического танцовщика. Исполнял роли Люсьена д’Эрвильи ("Пахита"), Фабио ("Сатанилла"), Графа ("Своенравная жена"), Феба ("Эсмеральда"), Фауста ("Фауст") и др. В 1847 перенес на сцену петерб. Большого т-ра "Пахиту" на муз. Э. Дельдевеза (совм. с Ф. Малавернем), в 1848 "Сатаниллу" Н. Ребера и Ф. Бенуа (совм. с Ж. А. Петипа). Постановки в Пб. бал. Ж. Перро и А. Сен-Леона, исполнение в них ведущих партий стали для П. высш. школой хореогр. иск-ва. С 1862 П. становится балетмейстером, с 1863 по 1903 — гл. балетмейстером петерб. балета. Поставил свыше 60 одноактных и многоактных бал., создал новые ред. лучших бал. прошлого. Продолжая традиции, П. разработал новую структуру балет. спектакля, где искусно чередовал пантомиму и танц. сцены, отличавшиеся стройной архитектоникой, композиц. мастерством. В них П. создал малые (вариации, сюжетные миниатюры, па-де-де) и крупные (гранд па, па д’аксьон) танц. формы. Среди его бал. "Дочь фараона" (1862), "Царь Кандавл" (1868) Ц. Пуни, "Дон Кихот" (1869, Москва; 1871, Пб.), "Баядерка" (1877) Л. Минкуса и др. Вершин академизма и симфонизации танца достиг в бал. П. Чайковского ("Спящая красавица", 1890; "Лебединое озеро", 1894) и А. Глазунова ("Раймонда", 1898). Сформировал лучшую в мире труппу.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.